Translate

пятница, 2 января 2015 г.

О проблемах запорожских ЖКХ в местных СМИ (Украина). Карикатуры по теме.

"ЖКХ — ВЕЧНЫЙ БИЗНЕС"


Много лет назад один успешный богатый украинец мне сказал: «Хлеб и похороны — это два вечных бизнеса, которые не прогорят никогда. Ибо, как бы плохо ни жило общество, люди никогда не перестанут делать две вещи: есть и умирать». Сегодня в этот список «вечно успешного бизнеса» я бы уверенно добавила сферу жилищно-коммунального хозяйства. Потому что, как и в первом случае, люди, живущие в больших городах, всегда будут нуждаться в централизованных услугах подачи питьевой воды, обогрева жилища, вывоза мусора, лифтового обслуживания и т.д. Без этого в большом городе не выжить
Причем горожане в этом вопросе поставлены в рабские условия. Мы лишены возможности выбирать себе поставщика воды, отобрав его среди конкурентов по качеству воды и цены на услугу. Не можем потребовать заменить «лифтовиков» даже тогда, когда подъемники во всех подъездах нашей многоэтажки стоят мертвым грузом несколько месяцев. Не можем добиться уборки в подъездах, за которую исправно платим, не говоря уже о ремонте текущих крыш и панелей в наших квартирах. Возможностей у нас в этом вопросе мало. Мы тут де факто практически бесправны. Есть одни обязанности — платить! Из месяца в месяц, из года в год платим, ругаемся и платим. Узнаем о золотых офисах «смотрящего», наших «жилищно-коммунальных» деньгах, утрамбованных в мешки, и все равно платим. Сбиваемся со счета уголовных дел, возбужденных в отношении должностных лиц ЖКХ, и опять платим.
Потому что: а) мы ответственные члены социума; б) протестные настроения и выпады гражданского неповиновения — это не наше; в) нам некогда вникать, где и как чиновники нас разводят на деньги; в) нас зажали в ежовые рукавицы, запугали судебными исками, взысканиями и столбом позора. Все это на руку тем, кто сидит на денежных потоках, рассказывая про «скрутне становище», а сами в это время строят трехэтажные загородные виллы, оформленные на родственников.
Прав, безнадежно прав был великий граф Лев Николаевич, говоря: «Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это».
Но мы не правительство, и мы против непросвещенности.
Что было - 
Сфера ЖКХ в Украине всегда (это государственный колорит) была «проблемной» и «неблагополучной». Если кто-то из вас вспомнит кого-нибудь из мэров, министров, при которых в коммунальной сфере вдруг все стало «по-европейски» хорошо либо когда рядовой горожанин, получивший на свою жалобу достойное реагирование жилищников-коммунальщиков, довольно произнес: «Ай, молодцы! Я таки не зря плачу эти деньги!» — я лично очень обрадуюсь этому человеку. Потому что плохо было всегда.
Но то, что происходит последние три года в нашем городе, даже эксперты всех мастей прежде не видывали.
2012 год. Город, включая руководителей жилищно-коммунальных предприятий Запорожья, с недоумением наблюдает, как «вновь прибывшие» бюрократы ловко, «маркетингово» загоняют деньги абонентов под одну крышу. Менеджеры тогда еще мало кому известного «золотого офиса» Анисимова быстро и умело реализовывают в жизнь талантливую финансовую схему, безжалостно ликвидируя институт ПРЭЖО и ЖЭКов и создавая монопольную хорошо контролируемую «офисом» структуру в лице легендарного КП «Основание». Под бурные аплодисменты депутатов, под звонкое «одобрямс» тогдашнего министра ЖКХ Украины А. Близнюка ставленники «смотрящего», многие из которых по сей день занимают ключевые посты в городской власти, легко добиваются поставленной цели. «Мать» идеи создания «Основания» депутат городского совета от ПР Елена Бондаренко неустанно, как говорящая голова, вещает со всех информационных площадок, что единое предприятие «легко, заменит, возьмет на себя, реализует и удовлетворит» и — о чудо! — даст экономию бюджета в 40 миллионов гривен в год.
Колеса механизма со страшным скрежетом завертелись: люди сокращались, «площадки» объединялись, деньги горожан аккумулировались…
Однако чуда, как все мы теперь уже знаем, не случилось. Об обещанной баснословной экономии, которую должно было принести КП «Основание», в городской власти уже никто не вспоминает, а даже наоборот, намекают на банкротство предприятия, во всем винят «устаревшие тарифы», а мэр лично ходит и просит депутатов подать проблемному КП миллионов десять. При этом, вопреки обещаниям авторов монополизации, качество жилищно-коммунального обслуживания ничуть не улучшилось, многообещающая служба 15-80 довольно быстро стала раздражающим фактором, а найти ответственного за тот или иной фронт работ невозможно.
В октябре 2013 года в Бориспольском аэропорту задержали «смотрящего» Анисмова.
«Конец произволу!», «Долой схемы смотрящего!», «Люстрацию анисимовским прихлебателям!» — повсеместно раздавался крепчавший день ото дня глас народа. Казалось, вот оно, начало свободы от бандитского всевластия, сейчас заживем!
Однако время шло, эйфория победы уступала место трезвой реальности, и становилось понятно, что послепобедное настоящее нашего города мало чем отличается от бандитского прошлого.
Что есть -
Смены власти в Запорожье не случилось — так, слегка поштормило, выбросило за борт пару чиновников — анисимовских ставленников. О таких говорят «разменные монеты». А схемы остались, ответственные исполнители на местах, и монополист КП «Основание» никуда не делось. Не делось, даже несмотря на стремление самого губернатора (теперь уже бывшего) Валерия Баранова с ним расправиться. На своем августовском брифинге глава области заявил: «Первое, что мы сделаем, — это проведем комплексную проверку компании «Основание». Мы договорились с Александром Ченсановичем, что мы рушим монополию «Основание». Он подберет методом обзвона компанию, которая уже давно на этом рынке, и предложит ей [обслуживать] какой-нибудь район. Вот первый шаг к разрушению монополии».
Но в противостоянии «монополия против губернатора Баранова» победила монополия. Валерия Алексеевича уже и след простыл, а монополия стояла и стоять, похоже, будет. Как и все так называемые «анисимовские схемы». До тех пор, пока высокие чиновники будут стоять за них грудью и пытаться замять и скрыть от народа уголовные преступления, в этой сфере творящиеся. А между тем, по данным запорожских правоохранителей, уголовных производств, открытых в городской сфере ЖКХ, — жирный список.
КП «Водоканал» — 4 уголовных производства (ст. 191, ч. 3, 4, ст. 365, ст. 191, ч. 3, ст. 364, ч. 1).
Концерн «Теплосети» — 4 уголовных производства (ст. 191, ч. 3, 4, ст. 357, ч. 2, ст. 212, ч. 3, ст. 366, ч. 1).
КП «Основание» — одно уголовное производство (ст. 191, ч. 3).
КП «Ритуал» — 2 уголовных производства (ст. 189, ч. 2, ст. 206, ч. 1, ст. 358, ч. 1).
КП «ЭЛУАД» — 2 уголовных производства.
КП «Титан» — 2 уголовных производства.
Как видим, должностные лица запорожских коммунальных предприятий безнадежно больны одной и той же болезнью — тягой к хищениям, незаконной наживе, использованию своего служебного положения. И что самое неприятное, далеко не факт, что те, кто придет на смену, будут лучше предыдущих.
В своем интервью одному украинскому телеканалу бывший министр ЖКХ Украины, экс-губернатор Запорожской области Алексей Кучеренко заявил, что из средств, которые поступают на счета предприятий жилищно-коммунальной сферы, лишь 20-30% действительно уходят на ремонты кровель, панелей, ремонты дорог. Остальные деньги оседают в карманах чиновников. Один из способов вывести бюджетные средства — фирмы-подрядчики. Оставим пока названия фирм, с которыми «тесно сотрудничают» бюрократы Запорожья и куда тысячами уходят бюджетные средства, тем более что некоторые из этих частных структур нынче под пристальным вниманием следственных органов.
Ну, что делают «они» — понятно. А что же делать нам? А вот здесь открывается масса удивительных возможностей и неожиданных нюансов, от отсутствия договоров с коммунальными предприятиями, что в свете гражданско-правовых отношений дает право не вступать с КП в финансовые отношения (то есть не платить), до — как бы шокирующе это ни звучало — подачи воды в свою квартиру из личной скважины. Об этом — в нашем следующем номере.

ЧАСТЬ II


Помните? «Дайте мне такую бумагу, чтобы  всем бумагам бумага!» — требовал для себя гарантий от посягательств «прохиндеев Швондеров» профессор Преображенский в «Собачьем сердце». Времена меняются, а официальная бумага и сейчас — единственная возможность защитить свои права и доказать, что ты не верблюд. Тем запорожцам, кто наберется решительности защищать свои права в сфере жилищно-коммунальных услуг, придется очень потрудиться, чтобы доказать, что коммунальное предприятие, которому вы платите, вообще вам чем-то обязано. Потому что у большинства горожан нет главного — договора с коммунальным предприятием на предоставление услуг. А без него, как уверяют юристы, товарно-денежные отношения между поставщиком услуг и потребителем становятся незаконными
Увы, мы вынуждены констатировать несовершенство системы социальной защиты населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг, несогласованность норм законодательства и отсутствие в нем достаточных норм относительно регулирования взаимоотношений потребителей и производителей/исполнителей жилищно-коммунальных услуг, а также низкий уровень осведомленности населения.
 С ДВУМЯ НЕИЗВЕСТНЫМИ -
В нашей стране и в Запорожье в частности отношения между поставщиками жилищно-коммунальных услуг и потребителями (в особенности физическими лицами) сведены до удручающего минимума, в одно слово: «плати». Кто из нас может похвастать, что знает весь перечень услуг, входящих в техническое обслуживание дома? Или кто может сказать, какой по нормативам должна быть температура горячей воды в кране вашей квартиры или батареи центрального отопления? А кто знает, как бороться с недобросовестным поставщиком некачественных услуг и как стребовать с него свои деньги — оплату за услуги, которых нет (например, уборка подъездов, полив дворов, содержание газонов, ремонты кровли и т. д.)?
Ответы на все эти вопросы можно посмотреть в договоре, заключенном с коммунальным предприятием. У вас нет такого документа? Тогда вопрос: кому и за какие именно «добрые дела» вы платите? Грамотно оформленный договор с поставщиком — это и есть та самая гарантия предоставления качественных услуг и возможности для потребителя качественные услуги требовать, а для поставщика — взыскивать с абонента плату за услугу. Это четко оговорено в Законе Украины «О жилищно-коммунальных услугах». К нему и обратимся.
 ЧЕРНЫМ ПО БЕЛОМУ -
 Часть 1 статьи 16 закона четко регламентирует, что порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг, их качественные и количественные показатели должны отвечать условиям договора и требованиям законодательства.
В статье 19 указывается, что отношения между участниками договорных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг осуществляются исключительно на договорных условиях.
Согласно частям 1 и 2 статьи 29, договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг в многоквартирном доме заключается между собственником квартиры, арендатором или квартиросъемщиком и балансодержателем или уполномоченным им лицом.
Согласно части 3 статьи 20, потребитель обязан заключить договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, подготовленный исполнителем на основе типового договора.
Как должен выглядеть договор, можно посмотреть на сайте Верховной Рады Украины. Там описываются все условия, без согласования которых договор вообще не считается заключенным.
Теперь об основных правах, которые закон предоставляет потребителям, то есть нам с вами:
— своевременно и качественно получать услуги в соответствии с условиями договора;
— получать необходимую информацию о перечне услуг и их стоимости, общую сумму месячного платежа, структуру цены/тарифа, нормы потребления, порядок предоставления услуг и др.;
— на возмещение убытков, причиненных вследствие непредоставления или ненадлежащего предоставления услуг;
— на устранение в течение срока, установленного договором или законодательством, выявленных недостатков;
— на уменьшение размера оплаты за услуги в случае их ненадлежащего предоставления в порядке, определенном в договоре или законодательством; и т. д.
 АРГУМЕНТ -
То есть прав у нас, согласно закону, много. Но имеют ли запорожцы реальную возможность их использовать? Чтобы выяснить, как обстоят дела в сфере заключения договоров о жилищно-коммунальных услугах в Запорожье, мы обратились за комментарием к начальнику городского департамента ЖКХ Валерию Безлепкину. И тут нас поджидал сюрприз. Выяснилось, что департамент лишен доступа к информации о положении дел в подконтрольной ему сфере.
Начальник департамента ЖКХ Запорожского горсовета Валерий Безлепкин: «Что касается договоров между поставщиками жилищно-коммунальных услуг и потребителями, то здесь однозначно: они обязаны быть. Такое требование закона. Отсутствие договоров делает всякие отношения жилищно-коммунальных предприятий и потребителей услуг незаконными. При отсутствии договора потребитель — плательщик услуг лишается возможности потребовать от поставщика должного качества услуг и выполнения обязательств, а предприятие не имеет законного права взыскивать «долг». Увы, договорная работа на коммунальных предприятиях города находится в крайне неудовлетворительном состоянии. КП уделяют ей незаслуженно мало времени. Если на КП «Основание» и КП «Концерн «Тепловые сети» количество заключенных договор доходит до 70%, то на КП «Водоканал» это число не превышает 25% необходимого. При этом, хочу подчеркнуть, департамент не располагает информацией о количестве договоров, которые имеют реальную законную силу. Если договор с коммунальным предприятием — поставщиком услуг заключался давно и срок его действия истек, он должен быть пролонгирован. В противном случае такой договор является недействительным. Департамент ЖКХ как орган управления затребовал информацию о договорах, потерявших законную силу. Но первый заместитель городского головы Запорожья Дмитрий Свиркин запретил коммунальным предприятиям предоставлять департаменту какие-либо сведения. Поэтому департамент не имеет возможности предоставить горожанам четкую информацию по этому вопросу».
Нонсенс, не иначе. Если даже от органа управления жилищно-коммунальным хозяйством города скрыта информация об истинном положении дел, что говорить о среднестатистическом горожанине и его правах?
 ПО ЗАКОНУ -
 К слову, о правах. Адвокат Дмитрий Яма считает, что права потребителей — плательщиков за жилищно-коммунальные услуги постоянно нарушаются, и считает, что устоявшуюся систему давно пора ломать.
Дмитрий Яма: «Статьями 20 и 21 Закона «О жилищно-коммунальных услугах» определены права и обязанности потребителя и исполнителя этих услуг. Так, исполнитель обязан подготовить и заключить с потребителем договор о предоставлении ЖКУ на основе типового договора. Потребитель обязан такой договор подписать. На практике исполнители — предприятия ЖКХ — не особенно торопятся заключать договоры, избегая тем самым целого ряда обязанностей перед потребителями. Начисления же проводятся по полной программе. К сожалению, суды чаще становятся на сторону коммунальщиков. Потребителю задается один-единственный вопрос: «Вы водой (электроэнергией, теплом и т. д.) пользовались?» Значит, надо платить. Иски коммунальщиков основываются только на цифрах, составленных ими самими, и в переводе на простой язык означают «дайте нам денег столько, сколько я написал». При этом суды Запорожской области, к сожалению, становятся на защиту авторов этих цифр, а отсутствие договора, т. е. невыполнение основного обязательства перед потребителем, игнорируется. Суды часто ссылаются на то, что между потребителем и поставщиком услуги сложились так называемые «фактические договорные отношения». Этот термин лишен логического смысла, т. к. отношения могут быть либо договорными, либо внедоговорными. Договор устанавливает цену и качество услуги, а также сроки ее оплаты. Кроме того, в нем оговаривается ответственность сторон друг перед другом. При этом именно в цену единицы продукции (услуги) закладывается себестоимость этой продукции и норма прибыли: не имея прибыли, нет смысла работать. Смысл заключения договора в том, чтобы предоставить потребителю возможность выбора между конкурирующими производителями, а у нас и с этим проблема. Просто ряд монополий превратились из государственных в частные. В том же случае, если договора нет, а услуга все же потребляется, основанием для возмещения себестоимости такой услуги должны быть нормы статьи 1212 ГК. В таком случае коммунальщикам следует доказать реальное количество безосновательно (без договора) полученной потребителем услуги, то есть размер своих реальных потерь, чего коммунальщики делать не торопятся, т. к. тогда все унылые заклинания об «убыточности» отрасли перестанут серьезно восприниматься. При этом «убыточные» облэнерго на корню скуплены в начале 2000-х, за «убыточные» теплосети и водоканалы идут нешуточные войны, а взятки «смотрящим» и вовсе измеряются килограммами».
 ПОСЛЕСЛОВИЕ -
Теперь, как говорил голос за кадром в одном известном советском кино, информация к размышлению. По факту: некоторые предприятия Запорожья  — поставщики жилищно-коммунальных услуг ведут слишком пассивную политику в вопросе заключения договоров с потребителями. По мнению экспертов, таким образом они пытаются избежать целого ряда обязанностей перед потребителями. На этом фоне в городе становится большой вопрос о безукоризненной законности отношений между КП и горожанами — плательщиками за «нигде не оговоренные услуги».

Евгения ШАЛАМОВА



















































* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Смотрите также блоги:

- "Фото/видео блог" http://newszaporozhyeandothernews3.blogspot.com
- "Смеёмся вместе :)"  http://newszaporozhyeandothernews2.blogspot.com





* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *